ул. Промышленная, д.11с3, офис 94
г. Москва
Пн – Пт 08:00 – 20:00
Позвоните нам +7(495)235-06-16

Нормы браковки грузоподъемных кранов

Любые работы с грузоподъемными системами, включая краны, сопряжены с определенным риском. Всегда присутствует вероятность повреждения груза по различным причинам, поломки техники и опасность для оператора в виде опрокидывания установки в случае перегрузки.

Одна из причин чрезвычайных происшествий – изношенные канаты. Для минимизации рисков был выпущен специальный документ, в котором изложены нормы браковки канатов грузоподъемных кранов, а также канатных систем в лифтах, лебедках, фуникулерах и других устройствах, использующих данный вид силовой передачи.

Нормы браковки стальных канатов грузоподъемных кранов

В соответствии с нормами, изложенными в вышеупомянутом документе, производится не только браковка, но и следующие операции:

  • производство;
  • эксплуатация;
  • экспертиза;
  • монтажные и ремонтные работы.

Этим документом руководствуются все частные лица, компании и иностранные предприятия. Контроль пригодности стальных канатов осуществляется в определенной периодичности:

  • ежесменно до того, как канатная установка начнет работу;
  • каждые 10 дней вне зависимости от рабочего графика.

В определенных случаях выполняется дефектовка канатов с помощью специалньой аппаратуры – дефектоскопов. Этот процесс является обязательным во время технического освидетельствования. С помощью дефектовки можно вовремя обнаружить уменьшение сечения троса, а также обрывы, очаги коррозии и износ отдельных пучков проволоки. Все указанные виды осмотра должны выполняться вне зависимости от категории грузоподъемного агрегата.

Точки и методы проверки

Дефектоскопию следует проводить в определенных местах канатной линии:

  • места крепления на барабане, кабине и противовесных приспособлениях;
  • отрезки троса, проходящие через блоки и подвергающиеся повышенному трению;
  • внутренние части троса;
  • места, где заделывались концы.

Чтобы обнаружить все возможные повреждения каната, рекомендуется комбинировать следующие методологии:

  • косвенную (поиск линейных деформаций);
  • визуальную (осмотр специалистом с применением оптических устройств);
  • дефектоскопическую (используются дефектоскопы и другая автоматическая ультразвуковая, рентгеновская и магнитоскопическая аппаратура);
  • инструментальную (применяются специальные измерительные приборы, с помощью которых определяется сечение, износ проволок и прямолинейность стального троса).

Перед осмотром необходимо очистить канат от грязи и других помех для качественного осмотра. После этого находятся обрывы прядей проволоки, считаются порванные нити и выполняются расчеты, результаты которых определят потребность в замене троса. Каждый этап проверки заносится в журнал.

Критерии выбраковки

Признаки, которые характеризуют канат как неисправный, установлены специальным регламентом, который распространяется на все виды грузоподъемной техники. Перечень включает следующие параметры:

  • вид разрыва проволоки и число повреждений на конкретном отрезке;
  • внутренний износ троса и поверхностные потертости;
  • наличие ржавчины в любой точке каната;
  • уменьшение сечения (диаметра) каната, включая ситуации, когда обнаружены разрывы сердечника;
  • локальные обрывы, формирующие зону повреждения;
  • растяжение определенного участка после завершения приработки;
  • деформация свивки;
  • разрывы прядей в любом количестве;
  • выход наружных нитей из замков;
  • деформации, характеризующиеся выдавливанием пучков проволоки и отдельных нитей, а также повышенной волнистостью, заломами и другими отклонениями;
  • снижение внутреннего сечения каната;
  • температурные повреждения и возникшие в результате действия электроимпульса.

Гарантированная отбраковка троса выполняется в следующих ситуациях:

  • когда три и более нитей выдавлены. При этом повреждение должно быть зафиксировано на участке троса, равном шести его диаметрам. Это происходит в результате повышенного трения нитей, которые впоследствии выдавливаются;
  • волнистость превышает допустимые нормы спиральной конструкции, окружающей ось троса. Наиболее опасным фактором является совпадение направления свивки и спирали;
  • обнаружение залома, деформации корзиновидной формы и других аномальных изменений формы изделия, так как они существенно снижают прочность каната;
  • сплющивание по длине, вызываемое деформацией ручья подвижного блока;
  • прирост сечения более чем на 7%. Обусловлено увеличением сердечника из-за влажности и последующим чрезмерным охлаждением (температурная деформация);
  • обрыв проволоки или износ нитей более чем на 40%;
  • снижение прочности с превышением стандарта, предусмотренного для конкретной категории грузоподъемных систем. Определяется с помощью дефектоскопа;
  • износ проволоки, повлекший за собой снижение сечения на 40% и более на любой площади;
  • поперечный износ каната из-за ржавчины или поверхностного истирания на 7% и более по отношению к номинальному диаметру изделия. В расчет берутся даже ситуации, когда нет видимых обрывов нитей. В случае повреждения сердечника более чем на 10% (для малокрутящихся канатов – до 3%), канат также бракуется.

Кроме общепринятых критериев, существуют параметры отбраковки для каждого типа тросов и транспортируемых грузов. Например, краны, работающие с расплавленным металлом и опасными химикатами, подвергаются замене каната при снижении сечения на 7%.

Второстепенные показатели для отбраковки стального троса

Как правило, канат отбраковывается при растяжении на 5% от номинальной длины. Канаты, работающие на трущихся блоках, обычно весьма быстро растягиваются, что приводит к проскальзыванию одного из тросов, при этом натяжная система шкива не справится с увеличивающейся длиной.

Также канат бракуется при обнаружении теплового воздействия. Признаки термических дефектов следующие:

  • обгорелости;
  • сажа;
  • изменение цвета троса.

Обычно это возникает под действием электрических импульсов, а также брызг от сварки или жидкого металла.

Закрытые канаты бракуются в следующих случаях:

  • обнаружении дефекта замков;
  • износе фасонной проволоки на 50%;
  • если 12 и более нитей оборваны;
  • хотя бы одна наружная нить вышла из замка.

Малокрутящиеся системы заменяются в случае восьми обрывов на длине, равной 30 диаметрам троса. Обнаружение четырех обрывов на участке, равном шести диаметрам, также является поводом для замены. Дефектоскопия выполняется для каждого из установленных в системе канатов. Если имеется необходимость, техника безопасности позволяет заменить тот канат, который изношен сильнее.

Оставьте заявку

Поможем определиться с составом работ

Отправим КП в течение дня

При заказе комплексных работ – скидка

Введите номер телефона:

Ваш вопрос: